«ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА» : ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОДА СВОБОДЕ И ЛЮБВИ
1/11/2016 – Виктор Игнатов
30 ноября – 3 декабря 2016, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

Национальный театр танца Шайо с большим успехом показывает танцевально-драматический спектакль «Песнь песней Соломона», в котором библейский текст получил сценическое воплощение. Постановку блистательно осуществили хореограф Абу Лаграа и режиссер Микаэль Серре; дивную музыку написал композитор Оливье Инносенти; партитуру эффектного видео составил Джузеппе Греко. В поэтическом и чувственном представлении возвеличивается «всемирная мощь библейской песни», воспевается любовь и образ женщины, осуждается насилие над личностью. Напряженный и захватывающий спектакль великолепно исполняют 6 танцовщиков труппы La Baraka и две драматические актрисы. Высших похвал заслуживает Людовик Коллюра, виртуозный танцовщик с феноменальной пластикой.

Франко-алжирский хореограф Абу Лаграа начал танцевать в 16 лет, затем обучался в Национальной консерватории музыки и танца в Лионе. Работал в труппах Франкфурта и Лиссабона; как танцовщик награжден призами. В 1997 году в городе Аннси основал свою труппу La Baraka. В 2009-2013 годы она работала в Жимо, возле Парижа; теперь её резиденция находится в Аннаней. За истекшие годы труппа получила широкое признание не только во Франции, но и за рубежом. La Baraka гастролировала во многих странах Европы, США, Алжире, Тунисе, России, Китае, Индонезии… Помимо создания спектаклей в своей труппе Абу Лагаа много ставит и для других коллективов. Его произведения вошли в репертуар Балета Лотарингии, Национального центра современного танца Анже, Средиземноморского центра современного танца Туниса, Парижской национальной оперы, Балета Мэнфиса (США). В 2010 году Абу Лагаа создал труппу Современный балет Алжира и поставил пьесу «NYA». Она имела большой успех в ходе турне по Алжиру и за границей. В 2011 году за создание этой пьесы её автор получил Большой приз критики в номинации «Лучшая хореография года». Многие постановки Абу Лаграа были показаны на телеканалах France 2, France 3, TV5, ARTE, Mezzo.
abou.lagraa; le cantique des cantiques; lyon; maison de la danse;В сезоне 2015-16 хореограф имел статус artiste associe в Доме танца Лиона. В сентябре прошлого года здесь триумфально прошла мировая премьера постановки «Песнь песни Соломона», открывшая новый этап в творчестве Абу Лаграа. Спектакль создан благодаря творческому содружеству хореографа с режиссером Микаэлем Серре. В течение шести месяцев они интенсивно работали над структурой и содержанием их совместного танцевально-драматического произведения.
Франко-немецкий актер, постановщик и переводчик Микаэль Серре получил художественное образование в Сент-Этьене. Дебютировал как фотограф и график, в качестве ассистента режиссера работал в России и Узбекистане. Получив театральное образование, начал артистическую карьеру в Германии, выступал в разных странах, включая Францию, параллельно занимался режиссурой. В 2002 году в Зальцбурге получил диплом высших режиссерских курсов. В 2003 году в Баньоле, возле Парижа, поставил пьесу Мариуса фон Майенбурга «Лицо огня». Постановки была показана на сценах Германии и в Москве в рамках Международного чеховского фестиваля. За 11 лет (2003-2014) Микаэль Серре создал 16 спектаклей, в том числе «Чайку» по Чехову и «Дети солнца» по Горькому. Второй спектакль после премьеры в Лозанне (2013) появился в Реймсе (2014) и в Париже (2015).
abou.lagraa; le cantique des cantiques; lyon; maison de la danse;Над постановкой «Песнь песней Соломона» работал большой и сплоченный коллектив единомышленников. Благодаря их высокому мастерству и творческому энтузиазму родился необычайно интересный, волнующий спектакль. Интимное и поэтическое представление возвеличивает женщину, исследует любовь и секс. Важнейшим компонентом спектакля является звучащий в нём текст. Согласно выбора режиссера, он выключает на 70 % фрагменты из книги «Песнь песней Соломона» и на 30 % отрывки из произведений современного словацкого философа Славоя Жижека. Священный текст из Ветхого завета является одной из красивейших песен любви во всемирной литературе. Тест, написанный в четвертом веке до нашей эры, воспевает чувства пары влюбленных. Одержимые страстью любви, они встречаются, теряются, ищут и находят друг друга. Благодаря использованию в спектакле произведений Славоя Жижека тема любви приобретает более широкое и актуальное значение. Логично и ритмично скомпонованный сценический текст является драматургической основой спектакля, его путеводной и сюжетной нитью. Для озвучивания текста в сценическое действие включены две драматические актрисы. Они не только великолепно играют свои роли в многочисленных мизансценах, мастерски выстроенных режиссером, но и выразительно танцуют вместе с шестью артистами труппы La Baraka, активно участвуя в сложном и напряженном хореографическом представлении, вдохновенно поставленном Абу Лагаа.
О своём новом произведении он сказал так: «В первый раз я ставлю хореографию на поэтическое повествование, предшествующее движению. В тексте я исследую конкретную сферу любовных ситуаций и в то же время возвеличиваю всемирную мощь библейской песни. Пьеса строится из последовательных дуэтов, умножая любовные отношения, о которых говорится в поэме. Через движение и вибрацию каждый дуэт показывает многочисленные порывы и любовные ситуации (слияние в любви, побег, конфликт, сексуальность, страх потери партнера), чтобы попытаться понять то, что составляет интимность пары». Хореографическое действие разворачивается загадочно, «как калейдоскоп, отражая до бесконечности головокружение, страхи и наслаждения, связанные с любовными чувствами».
abou.lagraa; le cantique des cantiques; lyon; maison de la danse;Абу Лаграа искусно выстроил пластическое действие, в котором драматические мизансцены органично переплетаются с танцевальными номерами. В богатой хореографической феерии разнохарактерные дуэты порой причудливо перетекают в трио и квартеты. В этом потоке важная роль принадлежит синхронным ансамблям; периодически в них рождаются большие соло, впечатляющие оригинальной лексикой и яркой экспрессией. Танцевальная лексика, включающая широкую гамму графических и мягких движений, направлена на пластическое выражение звучащего текста. Важнейшим аспектом хореографического действа является чувственная акробатика и пантомима. Абу Лаграа проявил редкую выдумку и фантазию при сочинении танцевальных номеров, а также пластических партий для драматических актрис. Необычайно музыкальные танцы пленяют напряженными и неординарными связками и новациями. Воспевая любовь, Абу Лаграа дает широкую панораму сексуальных наслаждений: они предстают в разных формах и на разный манер. Используя интимные жесты и эротические движения, хореограф подробно и успешно развивает тему сексуальной любви и гомосексуальности. Спектакль завершают проектируемые в глубине сцены фрагменты декларации Европейского союза. Эти тексты, обращенные к публике, отражают актуальный взгляд официальных институтов и авторов постановки на любовь и права человека в современном обществе.
Как и Серж Лифарь, который в 1938 году поставил балет «Песнь песней Соломона» на музыку, написанную Артуром Онеггером, Абу Лаграа для своего нового спектакля тоже заказал партитуру. Ёе сочинил современный талантливый композитор Оливье Инносенти. Его дивная, красочная и экспрессивная музыка придает спектаклю мистику и магию, поэзию и лиризм, интимность и нежность. В то же время в музыке есть мощные, бурные фрагменты, пронзающие эмоциональной силой. При написании партитуры композитор широко использовал звучание как традиционных, так и электронных инструментов. Многие оркестровые пассажи изящно инкрустированы мелодическими соло (чаще фортепиано, реже скрипки). Вдохновенно сочиненная музыка создает необходимую атмосферу и является чувственной основой спектакля.
abou.lagraa; le cantique des cantiques; lyon; maison de la danse;Танцевально-драматическое действие неспешно разворачивается на пустой сумрачной сцене. В её глубине находится штора из тонких свисающих нитей. Через них артисты периодически выходят на сцену и за ними исчезают. Штора служит также экраном, на котором проектируются чёрно-белые видео-картины. Их автор, необычайно одаренный Джузеппе Греко, проделал большую и важную работу: на шторе почти непрерывно предстают то ностальгические пейзажи с огромным деревом или хлесткие струи дождя, то абстрактные рельефы или грозные потоки облаков, то обнаженные торсы или лица влюбленных, то их нежные поцелуи или красивые женские глаза… Особенно впечатляют стаи чёрных птиц; их видеоизображения охватывают все сценическое пространство. Словно злые духи, они летают вокруг героев пьесы, как бы предрекая им суровые испытания. Визуальные образы усиливают и обостряют сценическое действие, однако слишком сумрачное видео придает спектаклю чрезмерно гнетущую атмосферу. Иногда это не только оправдано, но и необходимо. Например, в сцене, в которой двое парней предельно грубо и долго насилуют женщину, несмотря на её отчаянное сопротивление и жуткий, истерический крик.
Высоких комплиментов заслуживает Кароль Буасонель – автор сценических костюмов. Все 8 исполнителей спектакля одеты в легкие свободные туники, выполненные из коричневых и зеленых вуалей. Их цвет символизирует единство земли и природы. Элегантные по крою, костюмы не только украшают сценическое действие, но и придают ему столь необходимую поэтичность и загадочность. Важную роль в оформлении спектакля играет разноплановое и причудливое освещение, партитуру которого составила Фабиана Пиччиоли.
abou.lagraa; le cantique des cantiques; lyon; maison de la danse;Неоценимый вклад в успех спектакля вносят 8 его исполнителей: танцовщики труппы La Baraka – Паскаль Бёгре-Теллье, Людовик Коллюра, Сауль Довин, Диан Фардун, Наваль Лаграа-Аит Беналла, Шарлотт Сьепиора, и две приглашенные драматические актрисы – Гайя Сайтта и Майя Виняндо. Этот коллектив активно участвовал в постановке пьесы. Это позволило всем исполнителям глубоко проникнуть в суть её драматургии; спектакль стал частью их собственного творчества. Поэтому все события, происходящие на сцене, предстают предельно искренне и проникновенно. Самым удивительным является взаимосвязь танцовщиков и драматических актрис. Их взаимодействие настолько гармонично и пластично, что порой трудно опознать актрис: они экспрессивно движутся с обилием музыкальных жестов и полностью сливаются с великолепными танцовщиками. Среди них потрясающее впечатление производит 25-летний Людовик Коллюра: необычайно легкий и гибкий танцовщик восхищает виртуозной техникой и феноменальной пластикой. Особенно ярко он сверкает своим талантом в сложном и эффектном соло: каскады головокружительных трюков, феерических прыжков и акробатических вращений Людовик исполняет абсолютно свободно и точно.

abou.lagraa; le cantique des cantiques; lyon; maison de la danse;Начало новой эры в современном танце!
После премьеры пьесы «Песнь песней Соломона» Абу Лаграа сделал чрезвычайно важное заявление. Суть его высказывания состоит в следующем: балетные спектакли рассказывают интересные истории, волнующие зрителей; произведения современного танца, как правило, являются абстрактными опусами, часто вызывающими множество вопросов у публики. Чтобы покончить с «модной пустотой» современного танца, хореограф решил придать ему смысл, сплетая движения ради воплощения звучащего слова и текста, содержащего актуальную идею, сильную драматургию. В этом стремлении Абу Лаграа вполне преуспел, создав свой первый танцевально-драматический спектакль с использованием текста книги «Песнь песней Соломона». В столь интересном и перспективном направлении хореограф не одинок. Достаточно назвать недавние постановки Каролин Карлсон – «Тихие омуты», «Сейчас», и Анжелена Прельжокажа – «То, что я называю забвением», «Возвращение в Берратам». Будем надеяться, что такие произведения станут притягательным примером для многих хореографов. В итоге это поможет сформировать широкое и важное направление в современном танце, которое сможет вывести его из затянувшегося застоя и тупика бессмысленной абстракции.

Crédits photos: Dan Aucante